Целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей.
Преподобный Иоанн Лествичник
Целомудрие в этом широком смысле слова не даётся человеку от рождения, так как человек, являясь продолжением своих родителей, несёт в себе расположенность к тем страстям и порокам, которые были свойственны его предкам. Целомудрие может воспитываться в человеке в процессе жизни, если он к этому прикладывает все усилия. Начатки целомудрия их развитие во многом зависит от человека, от характера его воспитания, воздействия той среды, в которой он живёт, и от много другого.
Итак, целомудрие воспитывается в человеке в процессе его духовной жизни, и естественно, имеет разные уровни. Врожденное, естественное для нормального человека-это физическое целомудрие. Оно проявляется в чувстве стыда своей физической наготы, в скромности и сдержанности в общении с противоположным полом, в стыдливости и скромности в словах, жестах и телодвижениях. Это чувство надо всячески в себе хранить и в других поддерживать и развивать. Естественное целомудрие может перерасти в высшее, духовное.
Если же человек, заражённый чужим дурным примером и неправильным воспитанием, будет разрушать своё естественное целомудрие и поступать «как все», то постепенно целомудренность уйдёт из его души и духовное совершенство такого человека будет невозможно.
Началом духовного целомудрия является единство мыслей, слов и дела. Человек всегда должен говорить то, что думает, и поступать соответственно со своим образом мыслей. Нельзя думать одно, говорить другое, а поступать по-третьему. Это есть лицемерие-которое разрушает душу человека. Человек поступающий так, никогда не станет целомудренным.
Из книги А.Мороз «Уроки добротолюбия».